Об итогах деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в сфере оказания финансовых услуг за 9 месяцев 2021 года

19 октября 2021 г., вторник

За 9 месяцев  2021  года в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан  поступило 1135 письменных обращений граждан в сфере оказания финансовых услуг (в 1,1 раза больше аналогичного периода прошлого года (АППГ), АППГ-1061).

Из общего количества поступивших обращений  85,8 % связаны с нарушением прав потребителей при заключении/исполнении кредитных договоров; 7,3 % – микрофинансовых услуг;  6,4 % - с  деятельностью страховых организаций;  0,5 % - с деятельностью платежных агентов ( в АППГ – 88,1%;  3%;  7,1 %  и 1,8 % соответственно).

Из 868 рассмотренных обращений граждан:

- дано разъяснений -75% (по 650 обращениям),

- направлено по подведомственности -18% (158 обращений),

- явились основанием для проведения административных расследований -7% (60 обращений).

Остальные 267 обращений находятся на рассмотрении.

По результатам рассмотрения обращений граждан составлено 310 протоколов об административном правонарушении  (АППГ-461).

Основными нарушениями, выявленными при рассмотрении обращений граждан  в отношении финансовых организаций, явились:

-  включение в договор условий, ущемляющих права потребителя;

-  навязывание услуг страхования кредитными организациями;

- оказание финансовой организацией услуг, при отсутствии информации, обязательность предоставления которой потребителю предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации;

- введение в заблуждение потребителя относительно необходимости приобретения дополнительных услуг при заключении кредитного договора.

За прошедший период 2021 года  Управлением в отношении финансовых организаций вынесено 283 постановления (в 1, 5 раза меньше АППГ) о привлечении к административной ответственности по ч.1,2 ст.14.7, ч.1, 2 ст.14.8 КоАП РФ, из них: в отношении банковских организаций - 277, страховых – 5, микрофинансовых -1. Сумма наложенного штрафа составила 4032,1 тыс.руб. Выдано 200 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, 1 предостережение о недопустимости обязательных требований  (АППГ: постановлений о привлечении к административной ответственности-423, представлений-241, предостережений-5).

Значительная часть поступивших обращений граждан содержит претензии имущественного характера, по данным обращениям Управлением даны разъяснения о правах потребителей, механизме реализации предоставленных прав, в том числе о порядке привлечения Управления в гражданский процесс для дачи заключения по делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Управлением дано 405 заключений по искам потребителей. Решениями судов в пользу потребителей присуждено денежных средств на сумму  16250,8 тысяч рублей (АППГ-280 заключений, 3 иска в защиту конкретного потребителя, присуждено денежных средств потребителям -16907,6 тыс.руб.).

В целях реализации мероприятий по Проекту «Развитие финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации»  за текущий период 2021 года проведены следующие мероприятия:

- в аппарате Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан проведен обучающий семинар в онлайн-формате по ZOOM для Общественных помощников 35 муниципальных образований республики;

- проведен командный, а также индивидуальный кейс-чемпионат по финансовой грамотности в рамках образовательного проекта «Благопредприниматель» для воспитанников детских домов 14 регионов Приволжского федерального округа, а также Вологодской и Тамбовской областей Российской Федерации, организованном Благотворительным фондом «АК БАРС СОЗИДАНИЕ»; 

- проведена «горячая линия» по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг, проконсультировано 67 человек;

- организовано проведение 37 лекций для студентов и   школьников, пенсионеров, трудовых коллективов. Количество слушателей составило 815 чел. Распространено  597  памяток;

- в печатных изданиях республики размещено 129 статей по вопросам финансовых услуг;

-проведено анкетирование среди населения на выявление уровня правовой грамотности потребителей по вопросам деятельности микрофинансовых организаций. Всего в анкетировании приняло участие 3754 человека.

-в целях информирования населения на сайте Управления размещен баннер с информацией о просветительском контенте по вопросам финансового мошенничества с возможностью перехода по ссылке на сайт «Финансовая культура».

Деятельность Управления по обеспечению защиты прав потребителей в сфере предоставления финансовых услуг будет продолжена.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International