Итоги деятельности Управления в сфере защиты прав потребителей за 1 полугодие 2021 года.

10 августа 2021 г., вторник

В первом полугодии 2021 года в Управление поступило 3532 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, что на уровне аналогичного периода 2020 года (3467 обращений).

Структура обращений граждан на нарушения в сферах торговли и платных услуг в основном, осталась на уровне АППГ и представлена следующим образом:

-в сфере розничной торговли – 1378 (39% от общего количества обращений), в АППГ - 1286 (37%),

-в сфере услуг – 2154 (61%), за АППГ - 2186 (63%).

Таким образом, сохраняется сложившаяся за последние годы тенденция к превалированию жалоб на сферу услуг.

Структура обращений в этой сфере представлена следующим образом:

- на деятельность на финансовом рынке 764 (35,5%), за АППГ количество составило 681 (31,2%).

- услуги связи 250 (11,6%), за АППГ 199 (9,1%),

- бытовое обслуживание населения 199 (9,2%), за АППГ 225 (10,3%),

- оказание услуг ЖКХ -196 (9,1%), за АППГ 203 (9,3%),

- транспортные услуги- 97 (4,5%), за  АППГ 101 (4,6%),

- медицинские услуги -91 (4,2%), за АППГ 118 (5,4%),

- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств - 43 (2%), за АППГ 24 (1,1%),

- туристские услуги –37 (1,8%), за АППГ 145 (6,7%),

- прочие -477 (22,1 %), за АППГ- 485 (22,3%).

Из общего числа обращений на сферу розничной торговли (1378) 42,6% составили обращения на дистанционную продажу товаров (АППГ - 47,4% от числа обращений на розничную торговлю) и 9,1% обращений на продажу продовольственных товаров (АППГ – 16,3%).

В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В большинстве случаев заявителям были даны необходимые разъяснения, в том числе и о принятых в отношении хозяйствующих субъектов административных мерах воздействия, часть обращений направлена на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, также часть письменных обращений послужили поводом к проведению контрольных закупок либо административных расследований.

В первом полугодии 2021 года наибольшее количество правонарушений выявлено в сфере торговли (798), из которых 314 правонарушений пришлось на  продажу товаров по образцам,  280 - на продовольственные товары и 46 – на продажу товаров с использованием дистанционных каналов. Остальные 405 правонарушений касались сферы услуг. В то время как за АППГ наибольшее количество правонарушений было выявлено в сфере услуг (577), а 426 правонарушений касались сферы торговли.

В первом полугодии 2021 года при рассмотрении обращений граждан специалистами Управления внесено хозяйствующим субъектам 217 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, что  в 1,9 раза больше АППГ (113).

Управление продолжает вести активную работу по судебной защите прав потребителей подавая иски в суд в защиту неопределенного круга, конкретного потребителя и направляя в суды заключения в соответствии с ч.5 статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

По итогам первого полугодия 2021 года специалистами Управления дано 566 заключений в целях защиты прав потребителей (АППГ 351 заключение), при этом 76 % (81% в АППГ) заключений приходится на сферу услуг (из которых 67,5 %  -  финансовые услуги (АППГ -62,8%), 8,7 % - туристские услуги (АППГ- 16%); 4 % - бытовое обслуживание (АППГ – 1,8 %); 1,4%- медицинские услуги (АППГ – 1,8%), 0,9 %- жилищно-коммунальные услуги (АППГ- 1,8%); 2,8 % - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (АППГ- 1,8%);  1,2 % - долевое строительство (АППГ- 0,4%); 0,7% - услуги транспорта (АППГ- 0,7%);  0,5% -культурно-развлекательные мероприятия (АППГ-0),  остальные 12,3 % заключений касались прочих видов услуг (АППГ- 11,8%); а 24 % заключений касались сферы розничной торговли (АППГ- 19%).

На основании заключений Управления, данных в судах, в пользу потребителей присуждено более 23 млн.руб., в т.ч. компенсация морального вреда в размере 1,2 млн руб. (АППГ- 14 млн. руб. и 616 тыс. руб. соответственно).

За первое полугодие 2021 года в статусе процессуального истца Управлением подано 62 иска, в АППГ таких исков было 76.

В защиту прав конкретных потребителей (групп потребителей) Управлением подано 15 исков, в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей – 47 исков (АППГ - 40 и 36 соответственно).

Специалисты отдела защиты прав потребителей принимают активное участие в республиканских проектах - «Университет третьего возраста», «Жизнелюб», направленных на улучшение качества жизни граждан старшего поколения. Также проводятся мероприятия в рамках реализации «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации». В целом в информационно-просветительских мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей приняло участие 513 слушателей.

Мероприятия по просвещению населения специалистами Управления проводятся также в рамках реализации Программы по комплексной защите прав потребителей, где Управление тесно сотрудничает с Государственной алкогольной инспекцией республики. В I полугодии 2021г. проконсультировано 4522 потребителя, в СМИ размещено более 2726 информационных материалов, организовано 86 тематических «горячих линий». Проведено 28 мероприятий для граждан, относящихся к социально уязвимым категориям граждан, участниками которых стали 701 потребитель.

В первом полугодии 2021 года Управлением продолжена работа в части оказания консультирования населения по вопросам защиты прав потребителей в 61 филиале Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан. Проконсультировано 506 человек (АППГ-625), 37% из которых относятся к социально-уязвимым слоям населения. Кроме того, посредством видеосвязи с помощью Skype в филиалах ГБУ «МФЦ» получили консультацию специалиста по вопросам защиты прав потребителей 11 человек. Вопросы граждан касались приобретения некачественных товаров (сотовых телефонов, мебели, и т.п.).

В 1 полугодии 2021 года специалистами Управления проведено 62 административных расследования в отношении субъектов, осуществляющих реализацию обувной продукции. Нарушения выявлены в 59 субъекте торговли (95,2 % от проверенных). В ходе проведения мероприятий проинспектировано 13 463 единицы товара. С нарушением в обороте находилось 959  единиц  продукции без маркировки средствами идентификации. Общая стоимость товара с нарушениями обязательных требований составила 1 024,8 тыс. руб.  По результатам проведенных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов составлено 59 протоколов об административном правонарушении по ч.2 ст.15.12  и  13 протоколов по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ. Кроме того, специалистами Управления подано 27 исков в защиту неопределенного круга потребителей в отношении продавцов, реализующих обувную продукцию без маркировки средствами идентификации. Рассмотрено  19 исков, все удовлетворены.

Также Управлением обследовано:

- 62 объекта предпринимательской деятельности, реализующих продукцию легкой промышленности, проинспектировано 5 716 ед. товара. Выявлено 1 343 ед. товара без маркировки средствами идентификации на сумму 4 154,3 тыс. руб., на продукцию наложен арест, составлено 2 протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.15.12 КоАП РФ, материалы направлены для рассмотрения по подведомственности в суд;

- 47 объектов по продаже шин. Проинспектировано 2 178 ед. товара, в реализации находился немаркированный средствами идентификации товар в количестве 283 ед. общей стоимостью 1 235 тыс. руб. На реализуемый товар наложен арест, на продавца составлен протокол об административной ответственности по ч.2 ст.15.12 КоАП РФ. Материал для рассмотрения по подведомственности  передан в суд, дело находится на рассмотрении;

- 53 объекта по продаже парфюмерной продукции и 15 объектов по продаже фототоваров. Проинспектировано 606 ед. и 95 ед. товара соответственно, нарушений требований к маркировке не выявлено.

Работа Управления по предупреждению и пресечению нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей продолжается.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International