Итоги работы Управления в сфере судебной защиты прав потребителей в 2020 году

20 февраля 2021 г., суббота

В 2020 году в рамках реализации Закона «О защите прав потребителей» Управлением подготовлено и направлено в суды 1004 заключений в целях защиты прав потребителей, что на 12 % больше, чем в 2019 г. (895 заключений). Из рассмотренных за 2020 год 848 дел, по которым даны заключения, исковые требования удовлетворены по 769 делам.  Удельный вес дел, по которым приняты решения в пользу потребителей, остается стабильно высоким – 91%.

Наибольшая доля заключений в защиту прав потребителей, поданных Управлением по итогам 2020 года, приходится на сферу услуг - 803 заключения (80 %), 201 (20%) заключение пришлось на сферу розничной торговли. На основании указанных заключений, в пользу потребителей присуждено 41,2 млн.руб., компенсация морального вреда составила 2,3 млн. руб.

Пандемия коронавируса оказала негативное влияние на все сферы жизни. Особенно пострадавшим в 2020 г. оказался туристический бизнес.

По письменным обращениям потребителей о защите их прав в суде при разрешении споров с туроператорами, Управлением дано 167 заключение, в 2019 их было всего 33. Для самостоятельной защиты своих прав потребителям подготовлен 151 иск о расторжении договора и возврате денежных средств за несостоявшийся тур.

Еще одна сфера, в которой произошло увеличение количества заключений в суды -  это финансовые услуги. За 2020 год Управление приняло участие в 398 судебных заседаниях по делам в сфере финансовых услуг, что в 1,2 раза больше 2019 г. Из 330 рассмотренных дел – требования по 290 искам (88%) удовлетворены, на общую сумму 25 млн. руб.

Рост активности потребителей по защите своих прав в сфере услуг на финансовом рынке объясняется тем, что Управлением проводится разъяснительная работа, а также последовательная работа по доказыванию фактов нарушений прав потребителей при заключении кредитных договоров. Как правило, выявленные нарушения при рассмотрении обращений граждан ложатся в основу искового заявления в суд.

За 2020 год в статусе процессуального истца Управление обратилось в суд со 144 исками, что на 3,5% выше показателя 2019 г. (139 исков). При этом в защиту прав конкретных потребителей Управлением в 2020 г. подано - 74 иска, в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей – 69 исков.

Общая сумма денежных средств, возмещенных на основании решений судов по делам, в которых Управление выступало с исками в защиту прав конкретных потребителей, составила порядка 4,9 млн. рублей.

В 2020 году Управление внедрило новую форму защиты прав потребителей, обратившись в суд г. Казани с иском о защите прав и законных интересов группы потребителей.

В адрес Управления только за прошлый год поступило 102 обращения граждан, чьи права были нарушены действиями юридической фирмы ООО «Меридиан». В своих обращениях граждане жаловались, что вместо обещанной бесплатной консультации они выходили из офиса этой юридической фирмы с договором на сумму от 70 до 90 тысяч рублей и с уже подписанным актом о выполнении работ. При этом каких-либо действий, кроме составления однотипных заявлений в различные органы и ведомства, со стороны общества не совершалось. Ущерб от якобы бесплатных консультаций составил для граждан 1,5 млн рублей.

В настоящее время дело находится на рассмотрении в Вахитовском районном суде г. Казани, к делу присоединилось еще 3 пострадавших потребителя.

Таким образом целенаправленная и систематическая работа Управления по судебной защите позволяет достичь главной цели – защитить права потребителей республики, которая будет продолжена в 2021 году.

В целях оказания практической помощи потребителям все тексты судебных актов по искам Управления размещаются на официальном сайте Управления и в разделе «Судебная практика» Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребители   http://zpp.rospotrebnadzor.ru/

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International