Результаты работы Управления по защите прав потребителей в первом квартале 2020 года

17 апреля 2020 г., пятница

В первом квартале 2020 года в Управление поступило 2100 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, что в 1,2 раза больше  аналогичного периода прошлого года (АППГ) (1752 обращения).

Удельный вес обращений  в сфере услуг по сравнению с АППГ снизился на  5,7 % и составил 65,8%. В структуре обращений превалируют обращения граждан с жалобами на оказание финансовых услуг (336 или 24,3%) и бытовое обслуживание населения (171 или 12,4%).

При этом удельный вес обращений на нарушения в сфере торговли увеличился и составил 34,2 % от общего количества обращений. Применительно к сегменту розничной торговли в 1 квартале 2020 г. в большинстве случаев жалобы касались обстоятельств приобретения промышленных товаров и только 31% пришлось на продовольственные товары.

В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан: в 55,8 % (1171) случаев авторам обращений давались соответствующие необходимые разъяснения и рекомендации, 313 (14,9%)  обращений направлено на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, 29,3 % послужили основаниями для возбуждения дел об административных правонарушениях.

В 1 квартале 2020 г. по сравнению с АППГ увеличилось в 1,4 раза  число возбужденных  дел об административных правонарушениях и составило 579 (1 кв.2019г.- 422). По результатам рассмотренных  дел об административных правонарушениях вынесено 530 постановлений (1 кв.2019г.–359) о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа на общую сумму 4858,7 тыс. руб. (1 кв.2019г – 2594,6 тыс. руб.) Количество назначенных административных наказаний и сумма наложенных административных штрафов увеличилась по сравнению с показателем АППГ  в 1,5 и в 1,9  раза соответственно.

Для рассмотрения в суды направлено 105 протоколов об административных правонарушениях. Судами рассмотрено 56 дел, правонарушители привлечены к административной ответственности в виде штрафов, в том числе вынесено 9 решений о наложении  штрафов с конфискацией  предметов административного правонарушения.

В целях предупреждения правонарушений специалистами Управления в 1 квартале 2020 года выдано 337 представлений об устранении причин и условий, способствующих  совершению административного правонарушения, 67 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. В суды направлено: за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения  - 15 материалов по статье 19.6 КоАП РФ, за непредоставление сведений и информации должностному лицу, осуществляющему государственный контроль - 5  по ст.19.7 КоАП РФ. Рассмотрено судами 18 протоколов,  привлечены к ответственности 15 хозяйствующих субъектов, наложено штрафов на общую сумму 65,6 тыс. руб.

Управление продолжает вести активную работу по судебной защите прав потребителей подавая иски в суд в защиту неопределенного круга, конкретного потребителя и направляя в суды заключения в соответствии с ч.5 статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Специалистами Управления в  1 квартале 2020 года дано 201 заключение в судах по делам по защите прав потребителей, что  в 1, 2 раза больше АППГ (173).

Удельный вес удовлетворенных исковых заявлений по делам, по которым Управление приняло участие с заключениями, составил 86% от рассмотренных.

На основании заключений Управления, данных в судах, в пользу потребителей присуждено более 7 млн. руб., в т.ч. компенсация морального вреда в размере 329 т.р., в АППГ эта цифра составляла 5,048 млн. руб., в том числе с компенсацией морального вреда в размере 142,5 т.р.

По сравнению  с АППГ  в 1 квартале 2020 года увеличилось количество исков поданных в защиту прав потребителей. Так, Управлением подано 20 исков в защиту конкретного потребителя и 17 исков в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей. (АППГ- 4 и 12 исков соответственно).

В порядке оказания правовой помощи гражданам, Управлением использовались различные методы и формы в виде разъяснения потребителям их законных прав по телефону, в печатных средствах массовой информации, выступлений специалистов на радио и телевидении, организации «горячих» линий.

В 1 кв.2020г. специалистами Управления проведено 414 выступлений в СМИ, в т.ч. на телевидении - 14, радио - 5. В печатных средствах массовой информации размещено 391 публикаций по вопросам защиты прав потребителей, в т.ч. в сети «Интернет»-338. Проведено 45 «горячих линий». В первом квартале 2020 года Управлением продолжена работа в части оказания консультирования населения по вопросам защиты прав потребителей в 42 филиалах Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан,  проконсультировано 618 человек, 498 (80,6%) человек из которых относятся к социально-уязвимым слоям населения.

Также специалистами Управления проводились мероприятия в рамках подготовки и проведения празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

На сайте Управления 29.01.2020г. размещена информация в виде закрепленного поста  о проведении консультаций по вопросам защиты  прав  потребителей  ветеранов  ВОВ с выездом на место. В Управлении и в 12 территориальных отделах  организованы «горячии линии». По телефону получили консультации 57 ветеранов. Также на сайтах 45 муниципальных образований размещена информация  о возможности получения консультаций ветеранов  по вопросам защиты прав потребителей с выездом по месту их жительства специалистами Управления.

Разработан информационный буклет для распространения среди населения пожилого возраста о возможности получения указанных консультаций. Буклеты размещены в филиалы МФЦ в количестве 200 шт.

Оказана консультация с выездом по месту жительства 16 ветеранам ВОВ и труженикам тыла. В 2-х районах республики выездные консультации проводились совместно со специалистами исполнительных комитетов муниципальных образований.

Оказана практическая помощь в составлении 18 претензий и 2 обращений в адрес иных органов государственной власти по подведомственности. Вопросы касались повышения платы за жилищно-коммунальные услуги (отопление), оказание коммунальных услуг ненадлежащего качества, платных медицинских услуг, недобросовестных исполнителей бытовых услуг (установка и ремонт окон).

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International