Особенности предоставления платных медицинских услуг

3 февраля 2020 г., понедельник

Отношения, связанные с оказанием платных медицинских услуг, регулируютсяЗаконом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее–Закон), Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 04.02.2012г. №1006 (далее-Правила),Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

При заключении договора по требованию потребителя должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

А также  другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

Договор заключается между потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать:

Договор  составляется в 2 экземплярах.

Если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя. Без согласия потребителя исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

 Дополнительные медицинские услуги по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя оказываются без взимания платы.

Медицинские организации определяют цены на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Потребителю  выдается документ, подтверждающий оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца).

Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю  медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

Порядок предоставления платных медицинских услуг

Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя.

Исполнитель предоставляет потребителю информацию о состоянии его здоровья (сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения и т.д.); об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях (в т.ч. о сроках их годности, показаниях к применению и т.д.).

Порядок расторжения договора на оказание медицинских услуг

 В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг, договор расторгается. При расторжении договора потребитель оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы (ст.32 Закона).

Ответственность исполнителя за оказание медицинских услуг ненадлежащего качества

Медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

Потребители вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

- назначить новый срок оказания услуги;

- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

- потребовать исполнения услуги другим специалистом;

- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в  размере 3% цены  оказания услуги (ст.31 Закона).

В случае выявления недостатков оказанной услуги в течение гарантийного срока, потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю с одним из следующих требований (ст. 29 Закона):

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;

- отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у потребителя), на экземпляре потребителя исполнитель должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения требований потребителя). В случае непринятия исполнителем претензии,  направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае отказа медицинским учреждением добровольно удовлетворить требования, потребитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 17 Закона), дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона).

Справочно.

В 2019 году в адрес Управления поступило 152 письменных обращения граждан с жалобами на платные медицинские услуги, что в  3 раза меньше аналогичного  периода прошлого года (в 2018 – 453)  и составляет 2 процента от общего числа обращений в области защиты прав потребителей, поступивших в Управление (в 2018г. - 6,3%).

В структуре обращений граждан основное место занимают жалобы на ненадлежащее качество оказанных платных медицинских услуг, непредоставление полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им услугах; отказ в удовлетворении гражданско-правовых требований (возмещение ущерба и т.д.).

По результатам рассмотрения обращений медицинские организации привлекались к административной ответственности в связи с нарушением прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации (ч.1 ст.14.8 КоАП РФ),  введением в заблуждение относительно потребительских свойств оказываемой услуги (ст.14.7 ч.2), включением в договор оказания медицинских услуг условий, ущемляющих права потребителей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ), нарушением правил оказания платных медицинских услуг (ст.14.4 ч.1 и 2 КоАП РФ).

В 2019 году специалистами Управления составлено 47 протоколов об административном правонарушении (в 2018 г.- 89), вынесено 33 постановления о привлечении к административной ответственности и наложением административного штрафа в размере 95 тыс. руб. (в 2018г.- 74 постановления на общую сумму 611 тыс.руб), 14 административных дел назначены к рассмотрению.            

В целях урегулирования спора в досудебном порядке 2 гражданам возвращены денежные средства в размере  255,513 тыс.руб. (в 2018г. - 14 гражданам, сумма возврата составила 1141,112 руб. соответственно).

Управлением также реализуются меры судебной гражданско-правовой защиты прав потребителей: подача исков в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, а также участие в гражданских делах по искам потребителей с заключениями в защиту прав потребителей.

В 2019 году обращений граждан, которые могли бы послужить основанием для подачи исков в защиту неопределенного круга потребителей, не поступало. Тогда как  в 2018 году Управлением было подано 5 таких исков «О признании противоправными действий исполнителя платных медицинских услуг по непредставлению необходимой информации, а также по включению в договор на оказание платных медицинских услуг условий, ущемляющих права потребителей». Иски были удовлетворены.

Также специалистами Управления в рамках реализации полномочий, предусмотренных ст.47 ГПК РФ, в течение года дано 10 заключений по искам потребителей. Судами общей юрисдикции поддержана позиция Управления,  в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 168 тыс.руб. (в 2018г. - 31 заключение, в пользу потребителей присуждено денежных средств в размере 244,3 тыс.руб.).

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International