Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан за первое полугодие 2019 года по защите прав потребителей

9 августа 2019 г., пятница

В первом полугодии 2019 года в Управление поступило 2618 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, что на 21 % меньше чем в аналогичном периоде 2018 года (3333 обращения).

Структура обращений граждан на нарушения в сферах торговли и платных услуг, в основном, осталась на уровне аналогичного периода 2018года и представлена следующим образом:

-в сфере розничной торговли – 956 (36,5% от общего количества обращений). Для сравнения в 2018 г. эта цифра составляла 1305 (39%)

-в сфере услуг – 1662 (63%), за 6 мес. 2018 года количество обращений составило 2028 (60%).

Таким образом, сохраняется сложившаяся за последние годы тенденция к превалированию жалоб на сферу услуг.

Структура обращений в этой сфере представлена следующим образом:

- на деятельность на финансовом рынке 458 (27,5%), за 6 мес. 2018 г. количество составило 501 (24,7%).

- бытовое обслуживание населения 209 (12,5%), за 6 мес. 2018 г. их было 475 (23,4%),

- оказание услуг ЖКХ -189 (11,3%), за 6 мес. 2018 г. 243 (11,9%)

- услуги связи 185 (11,1%), за 6 мес. 2018 г. 210 (10,3%)

- медицинские услуги 59 (3,5%), за 6 мес. 2018 г. 194 (9,5%)

- долевое строительство жилья 32 (1,9%), за 6 мес. 2018 г. 10 (0,4%)

- прочее 520 (31%), а в 2018 году 395 (19,4%).

Из общего числа обращений на сферу розничной торговли (956) - 11,7% составили обращения на дистанционную продажу товаров, 24% обращения на продажу непродовольственных товаров, и 41,5 % обращений на продажу товаров по образцам.

В результате рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей Управлением в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В большинстве случаев заявителям были даны необходимые разъяснения, в том числе и о принятых в отношении хозяйствующих субъектов административных мерах воздействия, часть обращений направлена на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией, также часть письменных обращений послужили поводом к проведению проверок либо административных расследований.

По итогам рассмотрения обращений при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в сфере розничной торговли Управлением выявлен 701 факт нарушений требований законодательства защиты прав потребителей, в том числе, на долю продовольственных товаров пришлось 60,2 % таких нарушений (422 факта).

В 2019 году наибольшее количество правонарушений, как и в 2018 году, выявлено в сфере торговли (582), остальные 119 нарушений касались сферы услуг, из которых 41 нарушение пришлось на сферу финансовых слуг, 39 нарушений на услуги питания, 21 – услуги связи, бытовые услуги – 4.

Управление продолжает вести активную работу по судебной защите прав потребителей, подавая иски в суд в защиту неопределенного круга, конкретного потребителя и направляя в суды заключения в соответствии с ч.5 статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

По итогам первого полугодия 2019 года специалистами Управления дано 360 заключений в целях защиты прав потребителей (в 2018 году эта цифра составила 260 заключений), при этом 66 % (52% в 2018г.) заключений, по прежнему, приходится на сферу услуг (из которых 52 % (48% в 2018 г.) - финансовые услуги, 8% (3%-2018) - туристские услуги, 7 % (13 % -2018) - бытовое обслуживание, 1% (5%-2018) - медицинские услуги, 3 % (4%-2018) - жилищно-коммунальные услуги, 3 % (4%-2018) - техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств,  2 % (3%-2018) - долевое строительство, остальные 24 % (25%-2018) заключений касались прочих видов услуг); а 34% (48% -2018) заключений касались сферы розничной торговли.

На основании заключений Управления, данных в судах, в пользу потребителей присуждено более 11 млн. руб., в т.ч. компенсация морального вреда в размере 300 т.р., в аналогичном периоде 2018 года эта цифра составляла 7,1 млн. руб.

За первое полугодие 2019 года в статусе процессуального истца Управлением подано 70 исков (в 2018 году таких исков было 139, большее их количество было подано в отношении гостиниц в связи с завышением стоимости гостиничного обслуживания перед чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 года).

В защиту прав конкретных потребителей (групп потребителей) Управлением подано 39 исков, и в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей – 31 иск. В том числе, реализовано право на подачу 2 исков о принудительной ликвидации индивидуальных предпринимателей (Тафеевой М.В., Тафеева И.М.) за неоднократное нарушение прав потребителей при оказании услуг по изготовлению мебели.

В настоящее время судами признаны противоправными действия:

- ИП Магдеевой Э.М., ИП Габитова И.З., ООО ТД «Челны-хлеб» за недоведение до потребителей своевременно в наглядной и доступной форме информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора.

- ООО «Стандарт» по факту нарушения законодательства в области защиты прав потребителей при оказании бытовых услуг, а именно, ненадлежащее качество оказываемых услуг и нарушении сроков исполнения заказов, также непредставление необходимой и достоверной информации об услугах, условиях их оказания, ценах на услуги.

Специалисты отдела защиты прав потребителей принимают активное участие в республиканских проектах - «Университет третьего возраста», «Жизнелюб», направленных на улучшение качества жизни граждан старшего поколения. Также проводятся мероприятия в рамках реализации «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации». В целом в информационно-просветительских мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей приняло участие 15 763 слушателей.

В первом полугодии 2019 года проведено 442 лекций и 12 мастер-классов по вопросам защиты прав потребителей при покупке товаров и услуг, а также направленны на повышение уровня финансовой грамотности населения.  Участниками данных мероприятий стали 9688 жителей республики.

Мероприятия по просвещению населения проводятся также в рамках реализации Программы по комплексной защите прав потребителей, где Управление тесно сотрудничает с Государственной алкогольной инспекцией республики. В I полугодии 2019г. проконсультировано 5279 потребителей, в СМИ размещено более 377 информационных материалов, организовано 5 тематических «горячих линий». Проведено 42 мероприятия для граждан, относящихся к социально уязвимым категориям граждан, участниками которых стали 712 потребителей.

В первом полугодии 2019 года Управлением продолжена работа в части консультирования населения по вопросам защиты прав потребителей в 42 филиалах Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан. В I полугодии 2019 года проконсультировано 1374 человека, 38% из которых относятся к социально-уязвимым слоям населения.

В Республике Татарстан Управлением совместно с МФЦ с марта 2019 года введен новый формат консультирования – посредством видеосвязи с помощью Skype. В настоящее время эта возможность доступна в 20 филиалах ГБУ «МФЦ». Пока только 6 человек получили консультацию специалиста по вопросам защиты прав потребителей через Skype, в связи с чем информация о данной услуге активно освещается средствами массовой информации республики.

Вопросы граждан касались приобретения некачественных товаров (сотовых телефонов, мебели, и т.п.). Также потребители интересовались вопросами урегулирования спорных ситуаций при оказании услуг сотовой связи, финансовых услуг, по поводу порядка обращения в суд за защитой своих прав.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International